История гимназии
МБОУ гимназия № 44 находится на Кохомском шоссе, в Сухово-Дерябихском микрорайоне г. Иваново (в народе сохранилось изначальное название микрорайона – «Суховка»).
Здесь действительно до начала строительства была деревня Суховка, жители которой, как и соседней Дерябихи, занимались огородничеством и трудились в области животноводства. Располагалась деревня между дорогой, ведущей в г. Кохма, и рекой Уводь. В 1980 году было принято решение включить её в черту города и считать Сухово-Дерябихским микрорайоном - местом будущей застройки жилыми домами. Одновременно с жилыми домами, которые росли, как грибы, в 1986 году было предусмотрено строительство всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания, в том числе и здания школы на 40 классов -, рассчитанного на 1568 учащихся.
Строительством школы и домов в Сухово - Дерябихском микрорайоне занималась Ивановская Домостроительная компания, генеральным директором которой на протяжении многих лет был Бобылёв Валерий Иванович, Заслуженный строитель России, долгие годы осуществлявшая шефство над школой.
12 января 1987 года гостеприимно открыла свои двери средняя школа № 44, ставшая с момента открытия основным культурным центром микрорайона, средоточием общественно - политических, интеллектуальных и творческих начал. Её директором 38 лет являлся Майоров Алексей Васильевич, Заслуженный учитель России, Отличник просвещения РФ, Почетный гражданин г. Иваново. Он прошел вместе со школой путь становления от своего назначения директором в июне 1986 года приказом начальника отдела образования исполкома горсовета г. Иваново Самсоняном Виктором Михайловичем (Народный учитель России), создавая гимназию от закладки здания до современного её состояния. Под его непосредственным руководством гимназия стала одной из лучших в городе, области, подтверждением чего стала трехкратная победа учреждения в ПНПО (Приоритетный национальный проект «Образование») в 2006, 2007, 2008 г.г.
Здание школы возводилось в короткие сроки, потому что в дома въезжали новоселы, а их детям нужны были и детсад, и школа. Большое содействие строительству и конкретную помощь оказывали люди, благодаря их усилиям школа начала функционировать сразу же после зимних каникул 1987 года, а не в сентябре, как это могло быть. Это и Добрякова Людмила Николаевна, занимавшая тогда пост заведующей областным управлением образования, заведующая городским отделом образования Князева Светлана Александровна, председатель Ленинского районного исполнительного комитета Гогишев Борис Валерьевич, начальник финансового отдела Ленинского исполкома Разин Николай Иванович, заведующая Ленинским районным отделом образования Маврычева Елена Витальевна, председатель агропромышленного комитета Ивановской области Мельников Виталий Григорьевич, председатель партийного комитета Голубев Юрий Яковлевич. В момент открытия в школе было всего 12 классов, в которых обучалось 193 ученика. Первый выпуск 1987 года был тоже немногочисленным – всего 8 человек. Членами первой администрации школы были Гогина Вера Васильевна, Кутумов Григорий Кимович, Петрунина Валентина Александровна. Из учителей «первого состава» много лет работали в гимназии учителя начальных классов Архипкина Наталья Константиновна и Скородумова Елена Львовна, библиотекарь Маринина Ирина Алемпиевна. Долгие годы трудились в гимназии Жукова Ирина Николаевна, Титова Галина Александровна, Смирнов Михаил Александрович, Чернова Галина Александровна, Полулях Андрей Евгеньевич, Мифтахова Марина Алексеевна, Агафонова Любовь Николаевна, Капралова Светлана Юрьевна, Мусатова Ирина Александровна, Архипова Ирина Васильевна, Круглова Вера Николаевна, Кабанова Наталья Юрьевна, Кодина Валентина Николаевна, Косарева Зоя Васильевна, Градусова Ирина Ильинична.
Изначально в школе большое внимание уделялось общественному самоуправлению. Была создана новая форма общественного самоуправления – «Школьная республика - 44». Объявлялся конкурс на лучший герб и девиз. Голосовали родители, учителя, учащиеся. По итогам голосования единогласно выбраны лучший герб (прим. его можно увидеть на главной странице сайта гимназии) и девиз «За родину, добро и справедливость». Высшим органом самоуправления школы был определён общешкольный Собор, а в период между Соборами - Школьная дума, которые действуют и по сей день.
В течение второго полугодия 1987 года и последующих лет количество классов увеличивалось, численность учащихся в них росла и уже превышала допустимые нормы, перешагнув далеко за 2000, поэтому школа работала долгие годы в две смены, и все равно это не решало возникающих проблем. Назрела необходимость строительства дополнительных корпусов: блок для внеклассной работы (корпус №2) был введен в строй в 1993 году, а в 1996 году - корпус № 3. Большое содействие строительству оказал председатель областного исполкома Ивановской области Лаптев Адольф Фёдорович.
90-ые годы были трудными для людей не только в материальном плане. Шла грандиозная «перестройка» в сознании. Многие распростились с атеизмом, но не каждый осмеливался говорить об этом вслух. Алексей Васильевич Майоров, всегда считавший соборность и православие неотъемлемыми составляющими духовности русского народа, принял решение об освящении школы. А в 1993 году без официального объявления был открыт первый культурологический класс с изучением основ православной духовной культуры по запросу родителей. Тогда же на близлежащей территории начали закладывать храм, ныне храм Иоанна Богослова, официальным застройщиком которого была школа. Настоятелем храма и одновременно учителем основ духовной православной культуры в культурологических классах был отец Герман (в миру Дворцов Григорий Иванович).
Прошедшие годы были стартовыми для развития школы. В 1994 году на базе пятых классов были открыты социально-гуманитарный и гуманитарно-филологический классы, в 1995-ом – собственно гуманитарный класс с целью дополнительного (углубленного) изучения предметов гуманитарного цикла: иностранного языка, обществознания и литературы. Идея соединения общего и дополнительного образования зрела уже давно: для того чтобы она могла реализоваться, необходим был новый тип учреждения. В июле 1997 года школа была переименована в «муниципальное учреждение средняя общеобразовательная школа – комплекс». В этом же году на базе блока для внеклассной работы было создано структурное подразделение – Школа искусств, основное предназначение которой – осуществление дополнительного образования художественной направленности. В Школе искусств были открыты 4 основных отделения: музыкальное, хореографическое, театральное, художественное. Сейчас Школа искусств – обладатель Гранта федеральной программы «Одаренные дети». Учащиеся Школы искусств своим творчеством радуют не только гимназию, но и город, Ивановскую область, находят признание и далеко за её пределами, становясь победителями и призерами международных конкурсов. Достаточно хотя бы упомянуть знаменитый «Пилигрим» (руководитель Королева Ирина Юрьевна).
Многие воспитанники Школы искусств стали обладателями городской премии «Талант», областной премии «Надежда земли Ивановской» и премии Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи.
В 2001 году школа, успешно пройдя аттестацию и аккредитацию учреждения, получила статус гимназии.
Забота о здоровье школьника, обеспокоенность современным его состоянием побудили коллектив гимназии к сотрудничеству с клиникой ИвГМА, результатом которого явилось создание на базе гимназии региональной экспериментальной площадки «Повышение потенциала здоровья молодого поколения граждан России. Синтез новых медико-психолого-педагогических технологий, ориентированных на психофизическое совершенство детей и подростков».
(Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки управления образования Ивановской области №262 от 05.06.2002г.). Идея создания площадки и её научно-методическое обеспечение принадлежала директору гимназии Майорову Алексею Васильевичу и заместителю директора по УВР Майоровой Марине Константиновне, Заслуженному учителю России, а также Нежкиной Наталье Николаевне, доктору медицинских наук. Все последующие годы гимназия работала над созданием здоровьесберегающей образовательной среды. Итоги деятельности гимназии были признаны в 2010 году сначала на региональном уровне (гимназия стала победителем регионального конкурса на присвоение звания «Школа здорового образа жизни»), а затем - на федеральном: приняв участие во Всероссийском конкурсе «Школы здоровья в России: содействовать здоровью – повышать качество жизни» в рамках Всероссийского фестиваля школ, содействующих укреплению здоровья, гимназия стала победителем в номинации «За самую объективную оценку достигнутых результатов среди школ, содействующих укреплению здоровья».
И сейчас гимназия живет сложившимися традициями, гордится успехами и достижениями своих педагогов и учеников и уверенно смотрит в будущее. За достигнутые успехи в области обучения и воспитания подрастающего поколения 55 процентов педагогического состава имеют ведомственные награды.
В том числе директору гимназии А.В. Майорову присвоено звание «Заслуженный учитель РФ»; а в 2024 году директор гимназии стал Почетным Гражданином города Иванова. Один педагог награжден Благодарностью Президента РФ; 1 педагог награжден медалью «За боевые заслуги»; 11 педагогов награждены нагрудными знаками и носят почетное звание «Почетный работник общего образования РФ»; 1 педагог имеет знак «Отличник физической культуры и спорта»; 1 педагог имеет научную степень кандидата медицинских наук; 10 педагогов отмечены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Сейчас в гимназии трудится 111 педагогических работников, 65 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории;
5 преподавателей Школы искусств победители муниципального конкурса по присуждению гранта Главы города Иванова за работу с одарёнными детьми в области образования;
1 педагог - обладатель муниципальной премии «Орден детских сердец»;
1 педагог Школы искусств гимназии победитель муниципальной премии «Большие надежды»;
11 преподавателей Школы искусств победители и призёры регионального конкурса дополнительных общеобразовательных программ, направленных на поиск, поддержку и развитие одаренных детей.
Гимназии удаётся сохранять своё неповторимое личностное начало, а иначе и быть не может. Три творческих детских коллектива Школы искусств: театр-студия «Эксперимент», ансамбль танца «Пилигрим», ИЗО-студия «Фантазия» имеют почётное звание «Образцовый детский коллектив», которое подтверждают каждые 5 лет на протяжении уже более 15 лет.
Ученическое самоуправление в гимназии действует на трёх уровнях – индивидуальном уровне, уровне класса, уровне гимназии; формы ученического самоуправления – ученическая конференция, ученический совет гимназии, собрание учащихся класса, ученический совет класса. К органам ученического самоуправления также относится редакция общешкольной газеты «Школяры».
К органам родительского самоуправления относятся родительская конференция, родительский совет гимназии, родительское собрание класса, родительский совет класса.
К органам педагогического самоуправления (самоуправления работников гимназии) относятся общее собрание работников гимназии, педагогический совет, методический совет, методические объединения.
Особенностями образовательного процесса гимназии являются:
- основной временной и дидактической единицей является не урок, а тема (блок уроков);
- критериальная система оценивания образовательных достижений учащихся;
- использование проектно-исследовательского метода. Так, более 95% учащихся участвуют в проектной и проектно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Учащиеся начальных классов под руководством классных руководителей работают над решением проектных задач в рамках коллективного проекта; учащиеся 5-6-х классов разрабатывают коллективный проект; учащиеся 7-8-х классов разрабатывают индивидуальные, парные, групповые проекты, выполняют исследовательские работы; учащиеся 9-10-х классов выполняют индивидуальный проект, индивидуальную исследовательскую работу.
Выпускники МБОУ гимназии № 44 успешно сдают Единый государственный экзамен: по предметам гуманитарного цикла: 100 баллов по русскому языку, истории, обществознанию, 93 балла по английскому языку, 98 баллов по литературе; по предметам естественнонаучного цикла: 95 баллов по химии, 91 балл по биологии. Ежегодно гимназия выпускает учащихся, награжденных золотой медалью «За особые успехи в учении» и подтвердивших высокое качество знаний на государственной итоговой аттестации. Так, с 2020 года 19 золотых медалистов закончили гимназию. В 2023-2024 учебном году 10 учащихся получили медали «За особые успехи в учении» I и II степени.
Выпускники гимназии поступают в престижные высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Ярославля и, конечно, Иванова:
Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет журналистики;
Московская Государственная юридическая академия им. Кутафина, факультет судебных экспертиз, прокурорская деятельность;
Московская Высшая школа экономики;
Российский Университет дружбы народов в Москве;
Санкт-Петербургский Государственный университет, юридический факультет;
Военно-космическая Академия им. Можайского в Санкт-Петербурге и другие.
Сейчас гимназия состоит из целого комплекса корпусов: к имеющимся трём в 2023 году был открыт корпус № 4 в микрорайоне Рождественский для учащихся начальной школы и рассчитан на 350 учащихся. В 2024 году был открыт корпус № 5 для начальной школы, рассчитанный также на 350 учащихся. Сейчас в гимназии действуют 5 спортивных залов, 6 компьютерных классов. На начало 2024-2025 учебного года в гимназии насчитывается 66 классов-комплектов.
В одном из интервью Майоров Алексей Васильевич, который руководил школой с 1987 по 2024 г.г., выразил свое кредо короткой фразой: «Школа – моя жизнь…». Сегодня большинство членов коллектива подписалось бы под таким заявлением. А это значит – жизнь продолжается!